• +7 (47364) 2-43-12
Нововоронеж, Курчатова ул, 3

Аннотации к рабочим программам

                         Аннотация к  программам.

 

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

 

Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева является основной примерной общеобразовательной программой , соответствующая ФГОС ДО, предназначена для использования в ДОУ, на  основе которой разработана образовательная программа МКДОУ Нововоронежский детский сад № 5.

Ведущие цели Программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: Младенческий возраст ( от 2 месяцев до 1 года);

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая  и вторая группа раннего возраста);

 Дошкольный возраст ( от 3  до 7 лет: младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов ( для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения детей для детей этой возрастной категории.

 Принципы и подходы Программы «От рождения до школы» обеспечивают становление личности ребенка, ориентируют педагога на его индивидуальные особенности, признании самоценности дошкольного периода детства, направлены на гуманно – личностное отношение к ребенку и его всестороннее развитие, формирование духовных и  общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.

Образование рассматривается как процесс приобщения к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Образовательная деятельность проводится в соответствии с направлениями развития детей от 2 до 7 лет по пяти образовательным областям:

  1. «Социально – коммуникативное развитие».

Содержание раздела:

  • Развитие общение, нравственное воспитание;
  • Ребенок и семья;
  • Самообслуживание и трудовое воспитание;
  • Формирование основ безопасности.
  1. « Познавательное развитие».

Содержание раздела:

  • Ознакомление с миром природы;
  • Ознакомление с социальным миром;
  • Ознакомление с предметным миром;
  • Развитие познавательно – исследовательской деятельности;
  • Формирование элементарных математических представлений.
  1. «Речевое развитие».

Содержание раздела:

  • Развитие речи. Развитие всех компонентов устной речи ( грамматический строй, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи);
  • Художественная литература. Воспитание интереса к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания слушать художественные произведения.
  1. « Художественно -  эстетическое развитие».

Содержание раздела:

  • Приобщение к искусству;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструктивно – модельная деятельность;
  • Музыкальная деятельность.
  1. «Физическое развитие».

Содержание раздела:

  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • Физическая культура.

В Программе подробно описаны:

  1. Примерный распорядок дня детей до 1 года:
  2. Примерный распорядок дня детей от 2 до 7 лет ;
  3. Коррекционная и инклюзивная педагогика;
  4. Культурно – досуговая деятельность;
  5. Особенности организации предметно – пространственной среды;
  6. Материально- техническое обеспечение Программы;
  7. Финансовые и кадровые условия реализации Программы;
  8. Система оценки результатов освоения Программы и целевые ориентиры детей от рождения до школы.

 

 

2. Основная общеразвивающая Программа МКДОУ

                         Нововоронежский детский сад №5.

Основная общеразвивающая Программа ДОУ разработана педагогическим коллективом ДОУ на примере Программы « От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Основные цели , подходы и принципы, образовательные области полностью соответствуют  примерной программе «От рождения до школы», однако имеется ряд различий, которые помогают реализовать приоритетное направление ДОУ и региональный компонент.

Основная Программа ДОУ рассчитана на  возрастные периоды физического и психического развития детей: Ранний возраст (от 1,5 года до 3 лет: первая  и вторая группа раннего возраста);

 Дошкольный возраст ( от 3  до 7 лет: младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).

Распорядок дня соответствует режиму дня ДОУ с 6.48 до 18.48.

  Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.

В содержание Программы ДОУ  включены дополнительные программы, помогающие реализовать приоритетное направление ДОУ « Художественно – эстетическое развитие», которое направлено на развитие детских талантов и привитии детям любви к истокам русской культуры.

Образовательная деятельность ведется по комплексно – тематическому планированию воспитателями и специалистами с организацией  проектной деятельности.

В Программе ДОУ представлена педагогическая деятельность:

  • Педагога дополнительного образования по изодеятельности;
  • Музыкального руководителя;
  • Инструктора по физическому воспитанию;
  • коррекционная работа педагога – психолога и учителя логопеда.

В Программе подробно описаны:

  1.  Примерный распорядок дня детей от 1,5 до 7 лет ;
  2. Режим двигательной активности;
  3. Планирование образовательной деятельности по пятидневной недели;
  4. Учебно – методический комплект к Программе и используемые технологии;
  5. Оздоровительные мероприятия ДОУ;
  6. Организация работы с родителями;
  7. Культурно – досуговая деятельность;
  8. Особенности организации предметно – пространственной среды;
  9. Система оценки результатов освоения Программы и целевые ориентиры детей от рождения до школы.

 

 

3.  Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князева, М.Д. Маханева.

 

Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды,  позволяющей бы непосредственно с ним соприкоснуться. Содержание программы рассчитано на детей 3-7 лет.

Количество тематических занятий в каждой возрастной группе -36.

Приоритеты программы:

  1. Окружающие предметы старины;
  2. Все виды фольклора ( сказки, пословицы, загадки,  поговорки, песенки, хороводы);
  3. Народные праздники и традиции;
  4. Декоративно – прикладное искусство;

В программе представлены:

  1. Тематический план с учетом возрастной группы;
  2. Конспекты тематических занятий;
  3. Сведения о русских народных праздниках и традициях, об особенностях жилища, одежды, кухне, промыслах;
  4. Сказки, былины и литературные произведения;
  5. Нотный материал, иллюстрации;
  6. Небольшой словарь старинных русских слов.

4. Программа « Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

 

 Программа разработана кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником  Института художественного образования  Российской Академии Образования Ириной Александровной Лыковой.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, стоится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно – эстетическое развитие.

Цель программы :

  1. Формирование у детей раннего и дошкольного возраста

           эстетического отношения и художественно – творческих способностей  

           в  изобразительной деятельности.

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов ( в произведения искусства) и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  3. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
  4. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
  5. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
  6. Интеграция образовательных областей.

 

Идея программы « Цветные ладошки» состоит в том, что художественная деятельность на всех её уровнях- восприятии, исполнительства. Творчества- организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

 

Планируемые результаты программы:

  • Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества;
  • Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа;
  • Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами с целью « открытия» их свойств и способов создания художественных образов;
  • Индивидуальный « почерк» детской продукции;
  • Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности;
  • Способность к интерпретации художественных образов;
  • Общая ручная умелость.

Программа  И.А. Лыккова « Цветные ладошки» для успешной работы педагога с детьми имеет комплекты технологических карт с "пошаговым" показом техники создания конкретного художественного образа и вариантов его творческого воплощения . На одной стороне карточки наглядно показана изобразительная техника - способ создания образа по методу "шаг за шагом", на другой стороне представлены варианты образов или сюжетные композиции. Комплекты технологических карт сгруппированы по сериям. Комплекты технологических карт могут использоваться для индивидуальной работы на занятиях по разным видам изобразительной деятельности в детском саду, студии (Центра) детского творчества и в семье.

 

 

                               Рабочая программа воспитателя.

Рабочая программа воспитателя –это документ, который разрабатывается на основе Основной Программы ДОУ коллективом воспитателей для каждого возраста детей.

Содержание рабочей программы направлено на комплексный подход к воспитательно – образовательному процессу ребенка дошкольника.

 В рабочей программе воспитателя показаны все формы работы с детьми в течение учебного года.

В рабочей программе представлены следующие разделы:

1. Списочный состав группы детей;

2. Сведения о детях и родителях;

3. Режим дня группы;

4. Возрастные особенности детей;

5. Расписание образовательной деятельности;

6. Комплексно – тематическое планирование;

7. Перспективное планирование по образовательным областям;

8. календарное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми;

9.Перспективное планирование проектной деятельности и досуги;

10. Перспективный план работы с родителями;

11.Целевые ориентиры;

12. Аналитическая справка и мониторинг детского развития.

 

 

 

Аннотация к рабочей программе педагога дополнительного

 образования по художественно – эстетическому развитию.

 

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Рабочая программа по изобразительной деятельности в детском саду занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является одним из приоритетных направлений.

Настоящая программа разработана

на основе типовой программы «От рождения до школы» под руководством Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и парциальных программ: «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, «Программы по изобразительной деятельности в детском саду» Г.С. Швайко.

Программа рассчитана на три возрастные группы: средняя группа (от четырех  до пяти лет), старшая группа (от пяти до шести лет) и подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).

 Предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Цель программы:

развитие эстетических  чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

               Задачи программы:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.

2.Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства.

3. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству. Воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

4. Развитие интереса к различным видам   изобразительной деятельности;   развитие художественно-творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации.

5. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

6. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии.

 

 7. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при    создании коллективных работ.

Срок реализации программы – 3 года. Программа основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса, с учетом принципа интеграции различных видов продуктивной деятельности.

Учебно-тематический план

 

Организованная художественно-продуктивная деятельность

 

 

 

Базовый вид деятельности

 

Периодичность

 

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

 

Рисование

 

1 раз в неделю

 

2 раза в неделю

 

 

2 раза в неделю

 

Лепка

 

 

1 раз в 2 недели

 

1 раз в 2 недели

 

1 раз в 2 недели

 

Аппликация

 

 

1 раз в 2 недели

 

1 раз в 2 недели

 

1 раз в 2 недели

 

Длительность  НОД

 

 

20 мин

 

25 мин

 

30 мин

 

Год обучения

 

 

Первый год

 

Второй год

 

Третий год

 

 

Аннотация к рабочей программе педагога –психолога.

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ «Нововоронежский детский сад № 5» разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также уставом ДОУ и другими локальными актами учреждения. Программа  определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение, а также осуществляет поддержку деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогическим коллективом ДОУ. Рабочая программа включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель программы – определение основных направлений психологического сопровождения, а также реализация образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования целевых ориентиров дошкольного образования.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

-  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

          - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности;

Структура МКДОУ «Нововоронежский детский сад № 5» представлена 2 типами групп: дошкольные группы; группы раннего возраста;

        Содержание рабочей программы включает в себя:

  • Пояснительную записку: цели и задачи программы, основные подходы и принципы построения рабочей программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников, возрастные особенности детей;
  • Основные направления деятельности педагога-психолога: коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое просвещение, критерии оценки деятельности педагога-психолога.

Решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей) и их детей.